Work-fun balance: как объединить удаленную команду

Привет! Меня зовут Даша Зуева, я HR-менеджер в диджитал-агентстве ДАЛЕЕ. Сейчас в нашей команде работают 200+ человек, которые живут в 10 часовых поясах. Кроме рабочих проектов мы делаем много всего интересного вместе. Книжный и киноклуб, онлайн-игры, мем-чат — лишь небольшая часть того, как мы развлекаем себя с командой и создаем «магию» ДАЛЕЕ.

Создание безопасной среды и начало тимбилдинга

«Так и ходили они из клуба в клуб, из чата в чат, из зума в зум…», — как-то раз так сказал один из наших групхедов. Мне кажется, эта цитата очень хорошо описывает реальность, в которой ДАЛЕЕ органично живет с марта 2020 года.

Из-за удаленки смол-токи в офисе и вся микрокоммуникация сократились, у сотрудников пропала возможность собираться вместе за неформальным, но таким ценным общением. Многие стали жаловаться на недостаток сопричастности с командой: сотрудники работают в разных городах и ни разу не видели своих новых коллег вживую.

Время адаптации новичков также увеличилось в несколько раз из-за полностью удаленного онбординга. Перед нами стояла большая задача: собрать все то, что было в офлайне (и раньше рождалось само собой стихийно) и бережно перенести это в онлайн.

Важно было сгенерировать такую онлайн-вселенную, в которой бы:

а) учитывались интересы сотрудников;

б) был низкий порог вхождения во все активности;

в) активности служили для объединения как старых, так и новых сотрудников;

г) был обеспечен базовый комфорт в коммуникации (все мы равны и нам не страшно быть собой и делиться чем-то личным с коллегами на внерабочие темы).

Умники и умницы

Первым мы основали сообщество для любителей играть в онлайн-квизы. Оно появилось как раз во время карантина. Ситуация в мире изменилась, но традиции квиз-клуба непоколебимы. Команды набираются всегда — из старых и новых сотрудников. За все время у нас собралось большое комьюнити, которое с нетерпением ждет каждую новую игру.

Коллективный выход из зоны комфорта

Интересный кейс вышел с риторикой. В 2015 году наши руководители стали сотрудничать с тренером по публичным выступлениям для личной подготовки к конференциям. Потом было решено что такие занятия будут полезны и для сотрудников — их стали проводить на постоянной основе раз в неделю для всех желающих. Педагог дает теорию и много полезных упражнений на импровизацию, улучшение дикции. Каждое занятие — небольшой челлендж и выход из зоны комфорта, где менеджеры, дизайнеры, разработчики учатся говорить, слушать друг друга, давать обратную связь — а это очень объединяет.

Как мем-чат объединяет удаленных сотрудников

Мы заметили, что, наверное, 90% нашего коллектива любит мемы, поэтому решили создать общий мем-чат. Так появилось самое популярное сообщество, которое помогает отвлечься и поднять друг другу настроение даже в рабочее время. Мем-чат функционирует почти круглосуточно, а наши «мемологи» живут в разных городах и даже странах.

Внутри чата мы придумали два простых правила: каждую неделю выбираем лучший мем недели и кастомный мем про внутреннюю жизнь ДАЛЕЕ, а каждый месяц — лучший мем месяца. Авторы лучших самодельных мемов и победители месяца получают грамоты и сертификаты. В общем, развиваем и поощряем мем-культуру во все тяжкие.

За повтор мема участникам грозит «бан», который сопровождается фразой: «Это не невнимательность, не оплошность, не попытка познакомить с классическими произведениями. Это значит, что человек не читает наш канал, это уже, извините, предательство!». Бан, конечно, шуточный, все участники остаются в сообществе и продолжают делиться мемами.

Пятничное креаторство для недизайнеров

По пятницам мы с командой тренируем креативное мышление — играем в Clean Your Head. Игра занимает всего полчаса и чем-то напоминает сломанный телефон только с рисованием. Каждый игрок пишет любую фразу, которая приходит в голову — чем смешней и нелепей, тем лучше — например, «Шрек стал джедаем». Фразы случайным образом распределяются между участниками, каждый рисует по своей фразе картинку. Затем механика изменяется и нужно описать чужой рисунок одной фразой. В конце игры ведущий показывает альбом с получившимися рисунками.

Такие игры пробуждают в людях креативность, даже если их профессия никак не связана с творчеством. Нам очень приятно, что эта активность стала популярна не только среди дизайнеров, но и среди тестировщиков, менеджеров и даже руководителей. Рисовать треш и смеяться над ним всем вместе по зуму — уже любимый пятничный ритуал.

Скажи мне, что ты любишь, и я скажу, в какой тебе клуб

Регулярные вопросы в чатиках про то, кто что смотрел и читал из последних новинок, привели к созданию двух клубов: книжного и киноклуба.

Оба работают примерно по одной схеме. Сначала выбираем тематику фильма или книги, затем устраиваем просмотр или читаем. Киноклуб встречается в московском офисе, а коллеги на удаленке смотрят фильмы самостоятельно. После собираемся в Zoom для обсуждения увиденного и прочитанного. В книжном клубе мы пока остановились на чтении художественной литературы, возможно, в будущем добавим в свой список и другие жанры. Конечно, читать можно и в одиночестве, но вместе обсуждать и постигать смысл «Американской пасторали» интереснее и легче.

Вселенная ДАЛЕЕ HEROES

Для удаленных сотрудников мы создали вселенную собственных супергероев и назвали их ДАЛЕЕ HEROES. Одна из ее функций развлекательная, но более важная — ознакомительная и информативная: мы поздравляем всех коллег с круглыми датами работы в агентстве начиная от 1 года. Это своеобразное продолжение онбординга для новеньких: так они узнают, что в компании многие работают уже определенное количество лет и каждый раз приятно удивляются.

Вселенная ДАЛЕЕ HEROES состоит из 15 персонажей с разными скиллами и суперсилами. Для каждого отработанного года — свой герой. Когда приходит день X, мы поздравляем сотрудника в общем чате и прикрепляем картинку с его персонажем.

Это своего рода ритуал инициации: ты стал взрослее на год в рамках компании, пора подвести итоги. Зачастую в течение дня, когда ты горишь в текущих задачах, такие маленькие сообщения друг о друге напоминают о том, что все вы здесь часть одной профессиональной семьи, и как минимум — поднимают настроение.

Как сделать так, чтобы активности работали

Работаем мы по-прежнему много, но отдыхаем не меньше. Для новичков разнообразие досуга — отличная возможность быстрее влиться в коллектив, я бы сказала, что это часть нашего онбординга. Для удаленных сотрудников, которые с нами уже не первый год, это способ разнообразить свой досуг и с новой стороны открыть для себя своих коллег.

В ДАЛЕЕ прижились все клубы и чаты, которые мы запускали. Наш главный принцип — регулярность и постоянные дайджесты. Клубы не будут развиваться, если вспоминать о них раз в несколько месяцев и ставить хаотично в середине недели. Все встречи и игры мы ставим на вечер пятницы, чтобы расслабиться после насыщенной недели и уйти на выходные заряженным.

Второй принцип — вовлекать людей в процесс. По всем активностям мы всегда просим сотрудников включаться и предлагать свои варианты — будь то выбор книги или фильма. У нас очень активные ребята, они с удовольствием включаются в обсуждение и не ждут пока HR-менеджер придет с подробной инструкцией и выбранным лично им произведением.

Третий принцип — создавать больше точек пересечений. Чем больше клубов у вас есть, и чем чаще там пересекаются участники, тем больше вероятность возникновения неформального общения между их членами и появления новых объединений. Так, например, на одной из встреч книжного клуба мы начали обсуждать подкасты и появилась идея сделать еще один кружок.

Четвертое — не бросать идею, если сразу не чувствуешь большой отдачи. Возможно, инициативе нужна доработка или интересная фича с последующим пиаром внутри команды.

Пятое правило — делать фан ради фана. Не стоит превращать книжный клуб в строгое школьное обсуждение и придумывать очень сложные правила, это никто не оценит.

Ну и самое важное (без этого все предыдущее пункты будут слабо работать): чтобы было как можно больше объединений и неформального общения внутри компании, нужно хорошо знать своих людей и что они любят. Слушать и слышать. «А клуб для любителей песен Кровостока будет?», — почему бы и нет, если наберутся желающие. ;)