Моделируем реальность: как технологии VR и AR влияют на веб-дизайн

UX и дизайн

Виртуальная и дополненная реальность пока применяются не часто, но некоторые наработки этой индустрии можно использовать уже сейчас. Рассмотрим, как они влияют на дизайн и юзабилити, и что можно задействовать в дизайне своего сайта уже сейчас.

В чем отличия двух технологий

Виртуальная реальность (VR) моделирует отдельный мир. Для взаимодействия нужны специальные устройства, передающие движения человека и воздействующие на органы чувств, чаще всего это шлем или очки.

Больше всего VR-контента в игровой индустрии, но для широкого применения устройствам не хватает мощностей, контент сложно адаптировать, а из-за качества видео после погружения в «виртуальный мир» кружится голова.

С дополненной реальностью (AR) работать проще. Это реальный мир, дополненный виртуальными элементами, которые его «расширяют» или «обогащают».

По данным Forbes почти 75% мировых брендов применяют VR-приложения в своей индустрии, чтобы повысить уровень сервиса.

Дополненная реальность уже помогает представить как мебель Ikea будет смотреться в вашем интерьере, используя только приложение для смартфона, а кроме того она дает возможности:

  • посмотреть комнату в гостинице перед бронированием;
  • примерить одежду, пользуясь своим аватаром на сайтах магазинов;
  • пройти тест-драйв автомобиля;
  • воспользоваться картой;
  • больше узнать о бренде;
  • сыграть в игру, связанную с брендом.



По данным исследования, проведенного Sketchfab — одной из крупнейших платформ, публикующих 3D-контент, большинство членов сообщества (49,1%) верят, что основная зоной применения VR останутся игры. На втором месте образование, а на третьем медицина.

Другое исследование, проведенное Statista, показывает, что рынок и виртуальной, и дополненной реальности вырастет до $ 29,5 млн в 2020 году по сравнению с $7.1 млн в 2017.

Трудно сделать прогноз относительно неигровой индустрии, но эксперты говорят об огромный интерес к этой технологии со стороны бизнеса и общества.

Технические гиганты, включая Facebook и Microsoft вкладывают миллионы долларов в эту область, что постепенно превращает VR веб-дизайн из научно-фантастического сна в реальность.

VR-технологии в рекламе

Компании из разных сегментов уже используют VR в рекламе. Volvo с помощью приложения старается передать ощущение от управления автомобилем, а Oreo показывает мир шоколада в своем видео 360.



Помимо игр, дополненная реальность становится мостиком между офлайн и онлайн-продажами.

Например, в магазинах Zara в Испании покупатель может отсканировать вещь, которую собирается примерить, и при необходимости сразу отправить консультанту запрос принести другой размер или цвет.

VR-технологии в веб-дизайне

Попытки создания «объемного» пользовательского опыта начались еще в 1962 году с работы над масштабируемым интерфейсом пользователя (Zooming User Interface). В рабочей области располагались основные элементы, а дополнительные появлялись по мере приближения и увеличения содержимого. Предполагалось, что масштабируемость повысит уровень вовлечения и визуально обогатит, а также упростит пользовательский опыт. Эти идеи противоречили друг другу, и технология не прижилась.

Пока мы еще не ходим в VR-очках каждый день, технология уже повлияла на пользовательский опыт в интернете. В первую очередь, это появление 3D-карт и контента 360 — возможность увидеть товар в разных ракурсах, «погулять» по Google Earth или гостинице, в которой вы хотите забронировать номер.



Такой виртуальный тур есть на сайте нашего клиента CCI. Выбрать офис для своей компании и получить впечатление о всем здании становится проще, если можно посмотреть не только фотографии и видео, но и виртуальную модель. Она лучше передает ощущение пространства и расположение объектов.



Еще один фактор, способствующий развитию VR веб-дизайна — появление библиотеки WebVR Javascript. WebVR загружает 3D-контент прямо в браузер, поэтому скачивать отдельные приложения для просмотра не надо, что удобно и пользователям, и рекламодателям.

Несмотря на высокую точность имитации окружающей действительности, технология виртуальной реальности пока находится на стадии скеоморфизма, интерфейсы имитируют внешний мир. Новая технология ориентирована на широкий круг пользователей, к ней нужно привыкнуть.

На следующей стадии эмуляция реального мира больше не понадобится, весь информационный шум исчезает и появляется тенденция минимализма, чистых интерфейсов.

Для перехода на эту стадию нужен массовый доступ к устройствам и достаточное количество контента, но существующие разработки уже можно применить в дизайне своего сайта.