UX-аналитик и другие профессии с приставкой UX

UX и дизайн

UX-дизайн определяет, каким будет опыт взаимодействия пользователя с продуктом. В процессе проектирования пользовательского опыта участвуют четыре специалиста. Именно от них зависит, найдет ли пользователь свою цель на сайте, какой опыт он получит. Рассказываем, что это за специалисты с приставкой «UX» в названии, и зачем они в вашей команде. 

Удобство сайта так же важно, как и его вид. UX-специалист в определяет, как будут структурированы данные на странице и как они связаны друг с другом с точки зрения пользователя. Базовая команда, проектирующая UX — пользовательский опыт, состоит из аналитика, архитектора, дизайнера, копирайтера. Эти специалисты создают полезные и простые в использовании интерфейсы, а также улучшают опыт взаимодействия с сайтом.

Вся команда работает над информационной архитектурой сайта – упорядочивает и структурирует весь контент на сайте, чтобы сделать его максимально понятным. UX – промежуточный этап между работой продакт-менеджера, который составляет список необходимых функций сайта, и конечной картинкой, нарисованной графическим дизайнером.

UX-аналитик

UX-аналитик собирает данные об аудитории при помощи карты скроллов и кликов. Там, где пользователь был более активен, должны находится более важные элементы, в других зонах – менее важные. Например, меню должно располагаться в зоне, привлекающей максимум внимания.

Исследование для Личного кабинета на сайте Pony Visa показало, что целевая аудитория сайта — это девушки 25–34. Основываясь на этих данных, в прототипе наш специалист сделал крупные информативные иконки, крупные поля ввода, отказался от избыточной эмоциональности. На выходе получается блок-схема, которую он передает дизайнеру, который уже больше внимания уделяет эстетической стороне. В работе UX-аналитика применяется data driven design, проектирование на основе научного подхода и исследований, тестов, проверки гипотез, Big Data. Задача аналитика— создать аналитически обоснованный прототип интерфейса.

Ключевые обязанности:

  • Контекстуальный анализ
  • Анализ бизнес-процессов
  • Стратегия продвижения продукта

Результат: подборка сегментов аудитории и целей по сегментам

Тестирование пользовательского поведения

В процессе анализа аудитории UX-специалист выдвигает гипотезы. Он определяет, как часто человек ищет определенные темы по сравнению с большинством пользователей. После этого выдвигаются гипотезы по схеме пользовательского пути.

Эти гипотезы проверяются на AA-тесте, который показывает, правильно ли определили целевую аудиторию. Аудитория случайным образом делится на две группы, и им показывают один и тот же прототип. Если у двух групп реакция сильно отличается, определили неправильно.

Следующий этап – A/B тест, во время которого сравнивается новая гипотеза и старый вариант дизайна, тест показывает, где лучше конверсия. Выбранный вариант используют при редизайне.

UX-архитектор

UX-архитектор участвует в создании продукта на всех стадиях: проектирование интерфейса, создание прототипа. Архитектор организует и структурирует данные с точки зрения пользователя: какие данные и в каком порядке размещены на странице, каким образом выстраивается логическая связь.

Грамотно выстроенная UX-архитектура сайта сэкономит время других специалистов. Если пользователь легко сам все найдет на сайте, ему не придется обращаться в службу поддержки.

UX-архитектор анализирует и интерпретирует поведение клиента и его опыт в вебе, создает информационную архитектуру и тестирует архитектуру сайта от концепции до запуска.

Ключевые обязанности:

  • Создание фреймворка, «каркаса» сайта
  • Получение обратной связи от пользователя
  • Проработка структуры страницы

Результат работы: карта путей пользователя


UX-дизайнер

Работа графического дизайнера – это искусство, он обладает пониманием эстетической красоты, общего эмоционального фона пользователя от сайта. Работа UX-дизайнера базируется на научных данных. Он рассчитывает путь пользователя на основе математической модели и решает, как пользователь будет взаимодействовать с сайтом. Созданию прототипа предшествует исследование всех путей, которыми можно решить проблему пользователя.

Карта сайта на уровне прототипа передается графическому дизайнеру, который уже рисует конкретные элементы. Так же, как и арт-директор следит за воплощением концепции на всех этапах работы, UX-дизайнер проверяет, все ли воплощено в дизайне, что закладывалось на этапе UX.

Ключевые обязанности:

  • Построение визуальной иерархии
  • Соблюдение единообразия цветов, текстур, форм в прототипе
  • Создание предсказуемого пользовательского пути

Результат работы: прототипы

UX-копирайтер

Невозможно разделить дизайн и контент, от текста и его верстки зависит внешний вид страницы и удобство ее использования. Поэтому работа UX-копирайтера напрямую связана с дизайн-процессом. В написании текста он руководствуется бизнес-задачами и данными от UX-дизайнеров, аналитиков. Он работает вместе с дизайнерами, использует те же данные и инструменты.

Мегги Стенфил, UX-директор отдела контентной стратегии Google, так сформировала критерии работы:
У UX-копирайтера пользователь всегда на первом месте, текст пишется с учетом контекста и в соответствующем стиле. Он обязательно соответствует голосу бренда, получается лаконичным, но при этом доносит смысл. В интерфейсе текст всегда подсказывает пользователю, куда двигаться, и как дальше действовать. Благодаря работе этого специалиста, процесс проектирования интерфейса будет быстрее.

Тестирование прототипа с текстом от UX-копирайтера даст лучшие результаты: пользователь оценивает весь интерфейс целиком, а не только визуальную часть.

Ключевые обязанности:

  • Создание лаконичных и понятных текстов в интерфейсе
  • Создание полезных сообщений для пользователей
  • Соблюдение tone of voice, соответствующего бренду и аудитории

Результат работы: набор текстов для интерфейса

Вывод

У каждого элемента цепочки пользовательского пути UX-специалист увеличивает вероятность конверсии или повышения лояльности.
Для увеличения конверсии основная задача —получить от текущего потока клиентов набор действий, обычно покупок или заказов. Для увеличения лояльности – поднять lifetime value клиента (прибыль компании, получаемая от одного клиента за все время сотрудничества с ним). Подход для достижения этих целей будет сильно отличаться.

Создать сайт или сделать редизайн можно, привлекая UX-специалистов, или сделать все без них. Конечным результатом будет в обоих случаях сайт, но в одном случае мы будем понимать процессы бизнеса, нужные пользователям, направим их в правильные каналы, приоритезируем контент. В другом случае результат будет непредсказуем.

UX – это не только набор методов и знаний, но и промежуточных продуктов, которые пригодятся в дальнейшей работе. А в случае редизайна новый сайт еще и унаследует ошибки старого. UX-аналитик не базируется на прошлом, от старого сайта он возьмет только статистику посещений. Дизайнер без специальных знаний скопирует старый контент и вставит в новый шаблон.

От результатов работы над UX выигрывает и бренд, и пользователь. Бренд заботится о клиентах и увеличивает свою прибыль за счет удобства пользовательского опыта. Если вы создаете дизайн своего сайта на основе UX-анализа, то превращаете его из обычного канала продаж в инструмент своего бизнеса. Сейчас каждый новый проект – это больше погружение в бизнес и потребности пользователей.

Мир веб-проектов все больше ориентируется на пользовательские запросы, поэтому растет ценность работы UX-специалистов. Как бы вы ни понимали потребности своего клиента, поведение на сайте — это отдельный мир. И лучше доверить эту работу специалисту