Последствия выбора платформы проявляются на финальных стадиях работы над проектом или после его сдачи заказчику.
Уделив выбору достаточно внимания до начала работ, можно избежать нежелательных результатов и даже сэкономить время и/или средства. Платформы можно разделить на:
- Конструкторы сайтов
- Бесплатные CMS
- Коммерческие CMS
- Студийные / самописные CMS
- Готовые решения
- Заказная разработка
Конструкторы сайтов
Работают по модели SaaS, предоставляя «сайты в аренду». С помощью доступных инструментов в окне браузера вы сможете создать сами свой сайт. Существуют узкопрофильные конструкторы под конкретные задачи: интернет-магазины, лендинги, блоги, форумы и др. Например, WiX, uCoz, UMI, Setup или LPgenerator.
Плюсы конструкторов:
1. Дешево или бесплатно;
2. Просты в использовании и не требуют специальных знаний;
3. Быстрый запуск проекта.
Минусы:
1. Вы не можете разместить сайт на другом хостинге;
2. Вы не можете влиять на работоспособность/безопасность сайта;
3. Нельзя самостоятельно доработать стандартные решения под свои требования;
4. Нельзя наращивать функционал и развитие: при росте придется создавать продукт с нуля;
5. Визуально решение будет похоже на большое количество сайтов, сделанных с помощью конструктора.
Вывод: Для тех, кто хочет быстро и с минимальными вложениями протестировать свой проект, рекламную кампанию или бизнес-идею. Основная сфера применения — посадочные страницы и небольшие сайты (в том числе для быстрой проверки маркетинговых гипотез).
Бесплатные CMS
Разрабатываются open-source сообществом и распространяются в виде исходных кодов, которые можно изменять и дорабатывать. Например: Wordpress, Joomla, Drupal, MODX.
Плюсы:
1. Бесплатны;
2. Есть к кому обратиться за советами;
3. Большое количество готовых модулей;
4. Открытый код.
Минусы:
1. Небольшой базовый функционал, который разрабатывается основной командой, остальное же — независимыми разработчиками в виде модулей/плагинов, из-за чего сложно гарантировать качество/безопасность/целостность/поддержку продукта в целом;
2. Сложность при интеграции с системами учета;
3. Меньшие возможности при редактирования информационного наполнения сайта;
3. Меньший рынок разработчиков и отсутствие официального центра сертификации;
4. Ограниченность и меньшие возможности при адаптации дизайна сайта;
5. Разрабатываются по «дорожной карте», которая может противоречить планам развития проекта заказчика. Возможны случаи, когда нужна будет дополнительная разработка, например, если будет.
Вывод: Подходит тем, кто обладает небольшим бюджетом и хочет самостоятельно заниматься развитием сайта.
Коммерческие CMS
Разрабатываются компаниями, которые зарабатывают на продаже лицензий и сопутствующих услуг. Например: 1С-Битрикс, UMI.CMS, NetCat.
Плюсы:
1. Большое количество стандартных модулей;
2. Наличие дополнительных продуктов (например, для e-commerce или маркетинга);
3. Законченность и целостность продукта;
4. Наличие экосистемы, сети сертифицированных партнеров;
5. Поддержка;
6. Возможность наращивания функционала по мере необходимости;
7. Стандартизация и единообразие подходов к разработке;
8. Наличие курсов и материалов для обучения.
Минусы:
1. Стоимость лицензии и поддержки;
2. Избыточность функционала системы за счет универсальности;
3. При росте нагрузки или количества нестандартного функционала конечная стоимость продукта может превысить стоимость заказной разработки. При этом удобство пользования, кастомизация и производительность будут ниже.
Вывод: Подходит тем, кому необходима последующая поддержка проекта, ответственность за качество продукта и своевременные обновления, независимость от разработчиков.
«Студийные/самописные» CMS
Разрабатываются конкретными специалистами/студиями, для которых это направление не является основным. Имеют больше рисков чем преимуществ. Это выбор заказчика, которому не так важна сама платформа, сколько команда, которая ее поддерживает. При этом срок поддержки и разработки сайта может исчисляться годами. Например, Примеры: RBC Contents, Canape CMS.
Плюсы:
1. Гибкая масштабируемость;
2. Высокая квалификация специалистов исполнителя;
3. Гибкая настройка под задачи заказчика.
Минусы:
1. Развитие, поддержка и исправление ошибок в любой момент может прекратиться;
2. Количество специалистов, знакомых с системой ограничено, сторонних же привлечь будет непросто и дорого;
3. Качество, стабильность и безопасность неаудированы со стороны.
Вывод: Подходит тем, кто уверен в исполнителе и планирует длительное (более года) и поэтапное развитие проекта.
Готовые решения
Группа платформ, выросшая из бесплатных и коммерческих CMS, но обладающая более узкой направленностью. Разработаны под конкретные задачи, менее универсальны. Могут быть реализованы как на базе CMS/SaaS/Фреймворка, так и в виде отдельного продукта.
Примеры: “Сайт медицинской организации”, OroCRM, Magento CMS.
Плюсы:
1. Высокая скорость разработки профильного решения;
2. Меньшая стоимость разработки в рамках функционала решения;
3. Разработка проекта зачастую связанна с потребностями заказчика.
Минусы:
1. Нелинейный рост стоимости разработки дополнительного/нестандартного функционала (а иногда и невозможность реализации);
2. Зависимость от разработчиков.
Вывод: Готовые решения подойдут тем, кому достаточно базового функционала продукта.
Итог
- Не используйте решение, не предназначенное для вашей задачи и учитываете возможные варианты развития вашего проекта.
- Планируйте расходы на проект на несколько лет вперед, выбирайте решение в соответствии со своей стратегией.
- При росте сложности задачи результат в большей степени будет зависеть от команды разработчиков. Соберите экспертные мнения о выборе платформы разных команд и сравните обоснование.
- Выбирая недорогой вариант (конструктор сайтов), относитесь к нему как к способу проверить гипотезы. После подтверждения гипотез вы можете инвестировать в долгосрочную разработку на других решениях.