Выбор платформы для создания сайта

business
web

Последствия выбора платформы проявляются на финальных стадиях работы над проектом или после его сдачи заказчику.

Уделив выбору достаточно внимания до начала работ, можно избежать нежелательных результатов и даже сэкономить время и/или средства. Платформы можно разделить на:

  • Конструкторы сайтов
  • Бесплатные CMS
  • Коммерческие CMS
  • Студийные / самописные CMS
  • Готовые решения
  • Заказная разработка

Конструкторы сайтов

Работают по модели SaaS, предоставляя «сайты в аренду». С помощью доступных инструментов в окне браузера вы сможете создать сами свой сайт. Существуют узкопрофильные конструкторы под конкретные задачи: интернет-магазины, лендинги, блоги, форумы и др. Например, WiX, uCoz, UMI, Setup или LPgenerator.

Плюсы конструкторов:
1. Дешево или бесплатно;
2. Просты в использовании и не требуют специальных знаний;
3. Быстрый запуск проекта.

Минусы:
1. Вы не можете разместить сайт на другом хостинге;
2. Вы не можете влиять на работоспособность/безопасность сайта;
3. Нельзя самостоятельно доработать стандартные решения под свои требования;
4. Нельзя наращивать функционал и развитие: при росте придется создавать продукт с нуля;
5. Визуально решение будет похоже на большое количество сайтов, сделанных с помощью конструктора.

Вывод: Для тех, кто хочет быстро и с минимальными вложениями протестировать свой проект, рекламную кампанию или бизнес-идею. Основная сфера применения — посадочные страницы и небольшие сайты (в том числе для быстрой проверки маркетинговых гипотез).

Бесплатные CMS

Разрабатываются open-source сообществом и распространяются в виде исходных кодов, которые можно изменять и дорабатывать. Например: Wordpress, Joomla, Drupal, MODX.

Плюсы:
1. Бесплатны;
2. Есть к кому обратиться за советами;
3. Большое количество готовых модулей;
4. Открытый код.

Минусы:
1. Небольшой базовый функционал, который разрабатывается основной командой, остальное же — независимыми разработчиками в виде модулей/плагинов, из-за чего сложно гарантировать качество/безопасность/целостность/поддержку продукта в целом;
2. Сложность при интеграции с системами учета;
3. Меньшие возможности при редактирования информационного наполнения сайта;
3. Меньший рынок разработчиков и отсутствие официального центра сертификации;
4. Ограниченность и меньшие возможности при адаптации дизайна сайта;
5. Разрабатываются по «дорожной карте», которая может противоречить планам развития проекта заказчика. Возможны случаи, когда нужна будет дополнительная разработка, например, если будет.

Вывод: Подходит тем, кто обладает небольшим бюджетом и хочет самостоятельно заниматься развитием сайта.
 

Коммерческие CMS

Разрабатываются компаниями, которые зарабатывают на продаже лицензий и сопутствующих услуг. Например: 1С-Битрикс, UMI.CMS, NetCat.

Плюсы:
1. Большое количество стандартных модулей;
2. Наличие дополнительных продуктов (например, для e-commerce или маркетинга);
3. Законченность и целостность продукта;
4. Наличие экосистемы, сети сертифицированных партнеров;
5. Поддержка;
6. Возможность наращивания функционала по мере необходимости;
7. Стандартизация и единообразие подходов к разработке;
8. Наличие курсов и материалов для обучения.

Минусы:
1. Стоимость лицензии и поддержки;
2. Избыточность функционала системы за счет универсальности;
3. При росте нагрузки или количества нестандартного функционала конечная стоимость продукта может превысить стоимость заказной разработки. При этом удобство пользования, кастомизация и производительность будут ниже.

Вывод: Подходит тем, кому необходима последующая поддержка проекта, ответственность за качество продукта и своевременные обновления, независимость от разработчиков.

«Студийные/самописные» CMS

Разрабатываются конкретными специалистами/студиями, для которых это направление не является основным. Имеют больше рисков чем преимуществ. Это выбор заказчика, которому не так важна сама платформа, сколько команда, которая ее поддерживает. При этом срок поддержки и разработки сайта может исчисляться годами. Например, Примеры: RBC Contents, Canape CMS.

Плюсы:
1. Гибкая масштабируемость;
2. Высокая квалификация специалистов исполнителя;
3. Гибкая настройка под задачи заказчика.
 

Минусы:
1. Развитие, поддержка и исправление ошибок в любой момент может прекратиться;
2. Количество специалистов, знакомых с системой ограничено, сторонних же привлечь будет непросто и дорого;
3. Качество, стабильность и безопасность неаудированы со стороны.

Вывод: Подходит тем, кто уверен в исполнителе и планирует длительное (более года) и поэтапное развитие проекта.
 

Готовые решения

Группа платформ, выросшая из бесплатных и коммерческих CMS, но обладающая более узкой направленностью. Разработаны под конкретные задачи, менее универсальны. Могут быть реализованы как на базе CMS/SaaS/Фреймворка, так и в виде отдельного продукта.
Примеры: “Сайт медицинской организации”, OroCRM, Magento CMS.
 

Плюсы:
1. Высокая скорость разработки профильного решения;
2. Меньшая стоимость разработки в рамках функционала решения;
3. Разработка проекта зачастую связанна с потребностями заказчика.

Минусы:
1. Нелинейный рост стоимости разработки дополнительного/нестандартного функционала (а иногда и невозможность реализации);
2. Зависимость от разработчиков.

Вывод: Готовые решения подойдут тем, кому достаточно базового функционала продукта.
 

Итог

  • Не используйте решение, не предназначенное для вашей задачи и учитываете возможные варианты развития вашего проекта.
  • Планируйте расходы на проект на несколько лет вперед, выбирайте решение в соответствии со своей стратегией.
  • При росте сложности задачи результат в большей степени будет зависеть от команды разработчиков. Соберите экспертные мнения о выборе платформы разных команд и сравните обоснование.
  • Выбирая недорогой вариант (конструктор сайтов), относитесь к нему как к способу проверить гипотезы. После подтверждения гипотез вы можете инвестировать в долгосрочную разработку на других решениях.